Представленная тут статья впервые была опубликована в газете «Родной Мобот». Газету я издавал сам, посвящая весь материал жизни коллектива ОКБ НИИСМ МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Ностальгия замучила, решил вспомнить дни былой славы…
СЫЗРАНЬ
или
ТУДА И ОБРАТНО
Когда мне сказали, что я поеду в командировку в Сызрань, я не поверил. И было от чего усомниться. Я не новичок в таких вещах и знаю, что для того, что бы послать в командировку кого-либо необходимо, по меньшей мере, две вещи: первая — это предварительная беседа и заблаговременное уведомление, а вторая — это желание командироваться.
Ни первого, ни второго в этот раз не было, но это не смутило руководство НИИСэМа, и меня просто-напросто поставили перед фактом накануне отъезда. Встать в позу и отказаться я не мог в силу ряда причин, поэтому, закусив губу, поехал в Сызрань.
Необходимо заметить, что я знал зачем мы туда едем, (мы — это ваш покорный слуга и П.В.Уколов), и, прямо скажем, восторга это у меня не вызывало: около сотни килограмм железа, именуемого электроприводами. Но к этому я еще вернусь.
Ехать надо было в разгар зимы: 03-05.03.94, то есть когда очень холодно и много снега со льдом на дорогах. Дорога туда была спокойна и комфортна, да и почему нет, когда мы налегке, сытые и выспавшиеся ехали в купе. А вот разбудили нас рано, до восхода солнца, так что мытарства начались не отходя от поезда.
Холодное солнце нехотя вставало, а яркая ущербная луна, опять же нехотя, уступала ему небо. И не нарушая сложившуюся с утра традицию, мы нехотя высадились на вокзале Сызрани. Высадились и тут же задубели или, выражаясь более литературно, заледенели.
Быстро вбежав в вокзал, мы стали выяснять, где находится военная база, коия смилостивилась над нами и выделила нам эти самые привода. Вопреки ожиданиям и моему скепсису, базу там знала каждая собака, и поиск ее не составил ни труда, ни потери сколько-нибудь значительного времени. Более того, не смотря на злобный шепот, что дескать она, база, будет располагаться в километрах в двадцати от города и туда не будут ходить в такую рань автобусы, база оказалась в метрах в пятистах от вокзала, а может и ближе, но, правда, по прямой, а не теми закоулками, коими мы до нее добирались.
Когда мы направлялись к базе, я приглядывался к дороге, оценивая насколько нам придется мучиться с грузом по дороге назад. И в одном месте меня чуть было не хватил удар: база, по закону подлости, располагалась за железнодорожными путями, путями широкими и многоветвистыми, да простят меня за такое определение. Так вот, мост над этими самыми путями был высок, а ступеньки маленькие и, как водится зимой, покрыты льдом, да так лихо, что без груза-то по ним ходить сложно и опасно, а с пятидесятою килограммами…
Но нет худа без добра. Забегая вперед, скажу, что привода на станцию нам подвезли на машине, прям к кассам, так что волновался я наполовину зря.
Войдя в проходную базы, я не понял куда попал, поскольку на вахте сидели божие одуванчики и, не обращая ни малейшего внимания на входящих, пили чай и вязали чегой-то из шерсти. Пришлось долго стучаться к ним в стекло, прежде чем на нас обратили внимание и, сразу как-то насупившись, потребовали пропуск, причем, то, что мы находились уже ЗА проходной нисколько их не волновало.
После долгих и нудных выяснений чего нам надо, которые я пропустил, так как стоять остался в коридоре, а не пошел с П.В.Уколовым в ихнюю, вахтерш, каморку, нас пропустили-таки внутрь базы и даже показали куда стопы свои направить, что б не блуждать там, потерявшись. Напутствовали нас фразой типа: «А ежели припозднитесь, то у нас и гостиница есть, так там и переночуете». Ясно, как день, что после такой фразы у меня упало настроение, примерно, на порядок, так как я сразу же представил какая здесь бюрократия, если при входе тебе уже намекают, что скоро ты отсюда не выйдешь. В таком вот радужном настроении добрались мы до первой инстанции, и пошли по этапу, называемому оформлением документов.
Я не буду останавливаться на том, сколько и как мы оформляли документы, это известно каждому из граждан нашей страны, скажу только, что первого офицера на ВОЕННОЙ базе я встретил часа только через два, а солдата еще позже. Но это так, к слову.
И вот, наконец, мы на вокзале. Упакованные в три аккуратных, малогабаритных коробки электропривода лежат около нас, а мы сидим на вокзале в зале ожидания и, естественно, ждем поезда.
Небольшое отступление: по накладной мы вынесли с базы три места по сорок пять килограмм каждое, вдвоем, между прочим, каково, а?!
И вот поезд, наконец, приходит. Да, еще такой штрих: несколько путей, а именно — четыре. На первом поезд дальнего следования, но не наш, на втором — товарняк, на третьем — электричка, а на четвертом — наш, долгожданный. Переход между путями, как вы, вероятно уже догадались, тот самый мост, о котором я писал выше.
Итак, мизансцена следующая: пять минут до отхода поезда, мы в зале ожидания, расположенном дальше всех прочих от поезда, полный вокзал народу и все стремятся к тому же поезду, что и мы, все с тюками и т.д., три места по сорок пять кило на двоих, хрупкая тележка, на которой закреплены два из трех мест, не ставших от этого менее тяжелыми, (справедливости ради надо заметить, что только два места были по сорок пять, а одно килограмм двадцать или чуть меньше), и крутая обледенелая лестница, по которой навстречу нам идет поток людей с поезда.
Далее, для полноты картины: вокзал, условно, находится посередине перрона, лестница — в его конце, а наш 13 (тринадцатый) вагон — в противоположном лестнице конце перрона! На всё-про-всё, я повторяю, ПЯТЬ минут. Если вы сможете представить, КАК мы тащили-бежали к тринадцатому вагону эти привода, то, мне остается только вас поздравить, ибо вы, стало быть, испытали что-то похожее, а если нет, то я вам завидую, но описывать всё же не буду, так как цензура не пропустит ни одного слова.
Скажу только, что если бы ни П.В.Уколов, то не успеть бы нам на поезд, в этом человеке скрывался, оказывается, немалый талант руководителя, взявшего на себя в критические минуты всю тяжесть ответственности и смогшего так подействовать на техника, меня, что ноги мои и руки, которые, казалось уже не существуют, вдруг обрели все силы, о которых только может мечтать человек в такой ситуации. Встряхнул же он меня всего только одной фразой, к чести сказать — литературной, но в тот момент лучше, наверное, не нашлось бы: «Ты, что, хочешь здесь остаться, что ли?!» Вот тут я побежал, как не знаю что или кто. Потому как остаться в Сызрани с приводами мне не улыбалось совсем и в принципе.
Но вернемся к поезду.
Вам не приходилось ездить в поезде дальнего следования Независимого Узбекестона, в плацкартном вагоне за сутки до приезда в Москву? Нет? О, вы много потеряли! Я не любитель острых ощущений, но скажу, что это, пожалуй то, что, наверное, надо испытать в жизни.
Итак вагон: сардины в банке представляете?, хорошо, а в помятой банке?, тоже неплохо, а в сильно помятой?, вот-вот, это в точку. А знаете ли вы, что такое аэродинамическая труба? Знаете? Прекрасно, тогда вы знаете, что такое в том поезде тамбур. А знаете ли вы, что такое болото, глубокое такое? Отлично — это туалет.
И еще вопрос: как вы думаете, за сутки до Москвы можно ли в упомянутом поезде достать чистое постельное белье? Ответ правильный! Нельзя. А подушку, хотя б и без наволочки? Опять же правильно! Невозможно. Ну, а матрац-то, матрац можно? А? Эх, не угадали, вот его-то и можно, правда без одеяла, но в той жаре это еще и хорошо, потому как незачем там одеяло, совсем незачем.
Итак, мы едем. Рассказывать можно долго, а я устал уже, но всё же, в завершение, расскажу, как я ПЫТАЛСЯ спать на нижнем боковом месте.
Лег я значиться на матрасец и думал, вот, засну, а проснусь и Москва. Ага! Щас! Только-только я глаза сводить начал, как замечаю боковым зрением — что-то такое ползет по стене около головы. Я человек нормальной брезгливости и тараканом меня не испугаешь, но есть-таки пределы. Когда сплю я не люблю, что бы по мне они ползали, тем паче по голове. Ну не люблю, каприз такой у меня такой.
Я, стало быть, его шугаю, в щель назад загоняю. Загнал. Хорошо. Через минуту смотрю — маленький такой ползет, что называется зеленый. За ним смотрю — постарше. А уж там и взрослый такой, отъевшийся ползет. Ну я, натурально, их шугаю — спрятались. Через минуту — опять малый вылез, но уже один. Побегал-побегал, (не шугал я его — заинтересовался), убежал. Вылезает средний — та же картина, а опосля уж и большой полез.
Тут-то я и сообразил, что малый-то тот — разведчик, за ним и все остальные лезут. Ночь-то оказывается, в военную игру превращается. Игрища эти мне — родные. Занимаю выгодную стратегическую позицию — и понеслась. Разведчика пропущу, авангард тоже, а как основная армия в путь отправляется — так я её и накрываю, то бишь шугаю. Интересно. Так до утра и проиграл. И сон почему-то не шел, и весело было.
Ну, а уж как в Москву-то приехали, так там не интересно стало: привода в камеру хранения покидали, да и, замерзнув, по домам отправились.
Так-то.
02.04.94 г.