Сразу после окончания сборки шлюпки, как и планировал, перешел к постройке 4-х вёсельного яла. Он так же от фирмы Master Korabel, и так же в наборе уже полностью раскроенная обшивка из шпона груши. Но ял меньше размером, поэтому собирался он тяжелее. Рассматривая коробку, в которую упакован набор для постройки яла, я ставил перед собой только одну задачу, помимо того, чтобы собрать ял, это задачу обшить ял лучше, чем я обшил шлюпку. В принципе, если всё пойдёт совсем плохо, то одна шлюпка у меня уже есть…
Итак, коробка с ялом на столе:
Вскроем её и посмотрим, что там внутри…
Набор инструкций, как и в шлюпке, лист с цветными фотографиями и два листа текста. И запакованные в стреч нарезанные лазером детали из шпона и фанеры. Плюс медные проволока и пластина:
Так же лист с картой раскроя деталей и таблица состава набора. Можно проверить, всё ли на месте или чего-то не хватает.
В набор яла, в отличии от шлюпки входит сборная подставка с названием модели на двух языках. Плюс еще и рангоут — мачта и рея. Так что, этот набор даже прогрессивнее прошлого:
Размотаем стреч и посмотрим на три листа деталей. Два из фанеры, один из шпона груши:
Детали шпангоутов тут, разумеется, еще мельче, чем у шлюпки. Скоро уже до наноразмеров дойдём, такими темпами:
Шпон и фанера из которой вырезаны детали рангоута, весел и подставки нареканий не вызвали, а вот фанера из которой будем собирать кондуктор сильно подгуляла:
Но это особо сказаться не должно, посмотрим. Приступим к сборке килевой рамки. Она собирается тут аж из девяти делатей! Причём из центральных, больших, надо удалить вырезанные там детали, которые будут нужны позже.
И склеить три слоя по три детали.
А следующим этапом склеить бутерброд из этих трех деталей, сделав штифты для выравнивания деталей относительно друг друга из приложенной проволоки:
После высыхания клея надо сделать малковку килевой рамки. Из плюса — есть размеченные области, по которым нужно малковать.
Из минусов — детали всё так же сильно крошатся. Надо или их укреплять клеем, или действовать очень аккуратно.
Потихоньку-полегоньку малковку килевой рамки закончил:
Следующим этапом отделение её от всей этой конструкции:
Аккуратно режем ножом по перемычкам. После чего зачищаем остатки перемычек на рамке. И вот она готова:
Дальше идёт сборка кондуктора. Ничего сложного, кроме того, что надо следить какой стороной ставить детали в основание. И с какой стороны основания тоже…
Фальш-шпангоут за фальш-шпангоутом так и идёт…
Постепенно кондуктор собирается.
А теперь интересный этап, которого не было у шлюпки. Кондуктор накрывается специальной плёнкой, вырезенной по приложенной выкройке из стреча:
И прижимается килевой рамкой. Объясняется это тем, чтобы шпангоуты не приклеились к фальш-шпангоутам, когда будет идти обшивка, типа клей выдавиться и всё приклеится. Интересно, посмотрим, даст ли это результат. В шлюпке была совсем другая система… Однако, пора вставить продольные лаги кондуктора. В них будут крепиться верхние части шпангоутов.
Теперь начинаем устанавливать шпангоуты. Первые три разрезаются на пополам и ставятся частями.
Начались проблемы. Если на лагах кондуктора приклеить шпангоуты не проблема, то к килевой рамке уже не просто, слишком малая площадь контакта… Но как-то приклеил. Теперь размачиваем шпангоут и уже целиком протаскиваем его через килевую рамку. Закрепляем на продольных лагах и стараемся повторить форму фальш-шпангоута:
Форму придать точь в точь не удаётся, но пока достаточно похоже:
Таким образом протягиваем все шпангоуты, а последний кормовой всё-таки надламывается. Как ни вымачивай.
Причём он надламывается и слева и справа. Справа побольше, слева поменьше.
План нивилировать это при обшивке. Путём прижатия планками обшивки к фальш-шпангоуту. Думаю, что получится. А пока принялся делать малковку на транце. И, разумеется, он сломался:
Благо транец приклеивается к килевой рамке, так что это повреждение удалось починить, даже не очень заметно:
Теперь можно начать обшивать корпус. Первой приклеивается планка со своим встроенным кондуктором. Кондуктор приклеивать нельзя.
Вот тут начинается непростой процесс. Потому что штифты эти супротив заявления инструкции ни разу не удерживают планку прижатой. Надо держать руками, особенно на носу и на корме. И так каждую планку обшивки. И каждую планку проверять, приклеилась ли она на корме:
И на носу:
Повторим с другого борта:
В общем, штифты тут так, для мебели:
Но планка приклеилась и даже выровнила надломанные шпангоуты, как я и планировал.
Таким же манером я приклеил еще по три планки с каждого борта, как на четвёртой произошел внезапный хрясь:
Как не вымачивай. Вообще с этим шпоном я заметил такое дело — по одному борту он гнётся как надо, а по другому начинает ворситься или вот вот так ломаться. Но делать нечего, запасных планок обшивки тут нет. Придётся чинить:
Пятая планка туда же…
Тоже пришлось чинить, хорошо, что предпоследняя не стала ломаться, для разнообразия. Так добрались до килевой рамки, осталось только закончить обшивку:
Из-за того, что приходилось держать-прижимать пальцами планки к носу и корме, приклеились они не очень равномерно, ведь если они смещаются, это не заметно… Вот так вот на носу получилось:
А вот так на корме:
Это, конечно, всё зачиститься, когда буду обрабатывать корпус. Но из-за этих смещений таки опять получилась куча щелей в обшивке. И тут я понял, что обшивка в один слой мне противопоказана. Всё-таки в два слоя у меня лучше получается. Но будем с щелями разбираться позже, а сейчас надо приклеить последние планки обшивки.
Последние планки специально даны шире, типа на подгонку, но у меня как обычно, получилось, что они в три раза шире, чем задумывалось:
Торчат как Эверест над килевой рамкой…
А должны были, по инструкции, быть почти вровень… Ну уж раз нужна подгонка, так будем подгонять, не впервой. Вот так вот сточил первую планку:
Подогнал её по нижней границе килевой рамки:
Теперь можно и последнюю приклеивать, что я и сделал. И так же сточил её как и предпоследнюю. Но результат уже в следующей части покажу…