Итак, рангоут. К его изготовлению я неторопясь подготовился: собрал все необходимые чертежи, фотоинструкцию, пересчитал все деревянные (и не только) заготовки по списку деталей. Составил для себя примерный план действий. Поскольку инструкция, как таковая к этому этапу закончилась, ограничившись несколькими картинками, придётся надеется на свою смекалку. И на чертежи. В любом случае, что-нибудь, да получиться должно. Начну я изготовление рангоута с бушприта. А бушприт начинается с отрезания заготовки:
На чертеже эзельгоф идет как деталь под номером 185. Честно отковыряв из нарезанной лазером пластины эту деталь номер 185, я был удивлён:
Как мне предлагается пропихнуть бушприт диаметром в 8 мм в отверстие диаметром 4 мм? Но и это ещё не всё. Бушприт и утлегарь соединяются эзельгофтом не перпендикулярно плоскости эзельгофта. А отверстия в детали сделаны перпендикулярно. Размышляя пока, что же теперь делать, я для начала обработал бушприт, придав ему положенную клиновидность:
На конце, который будет крепиться эзельгофтом уже не 8 мм, но и не 4-е… А пока сточим утлегарь до размеров, указанных на чертежах:
Сразу же обрабатываем и кончик утлегаря:
Прикладываем для проверки к чертежу, проверяя размеры:
Чуть длинее, но это потом подрежу. Кстати, на чертеже выше видно, что отверстия в эзельгофте должны быть просверлены под углом. А пока фрезерую толстый конец утлегаря согласно чертежа:
Вернёмся к эзельгофту. Сначала я решил отверстия в нём просто расточить, причем сразу под нужным углом:
Получилось испортить деталь:
Но это было ожидаемо. Главное было проверить, что угол верный и что такое сверление действительно необходимо:
Кроме того, экспериментальным путём я получил необходимые диаметры отверстий под уже готовые детали.
Теперь осталалось только сделать новый эзельгофт, уже правильный. Конечно, пришлось провести несколько экспериментов предварительно. И с разными материалами.
Потихоньку отверстия в детали получились:
Немножко задралось с обратной стороны при сверлении:
Но в данном случае это не проблема, так так как деталь по толщине больше, чем эзельгофт по чертежу, так что плоскость ещё буду обрабатывать. То есть, отшлифую на шлифовальном станке. И наконец получилось что-то уже похожее на правду:
С обоих сторон эзельгофт выглядит хорошо, никаких щелей, надрывов и прочих неприятностей не видно:
И расстояние между отверстиями тоже соответствует чертежу:
Остался только последний момент — центровка отверстий. Но и с ней справился. Окончательный эзельгофт сверху:
Осталось только отшлифовать и сточить нижнюю и верхнуюю грань согласно чертежа. И перейти к изготовлению блинда-рея. У заготовки бинда-рея сначала заузил концы, потом дополнительно их сточил. Получилось так:
Дальше я увлёкся и допустил ошибку: стал сразу обвязывать блинда-рей, а сначала надо было покрыть его лаком. Но в тот момент я об этом этапе как-то не думал, поэтому полностью обвязал всеми положенными блоками и креплением к бушприту. Вот так:
И только тут я понял, что поторопился… Но дело сделано, и покрывать лаком блинда-рей будет весело. Но это будет потом, а пока продолжим сборку бушприта. Эзельгофт я полностью обработал, теперь дело за проставками между бушпритом и утлегарем. Детали №187 на чертеже:
Форму проставкам (суппотам) придавал по месту, поскольку на чертеже они практически не представлены.
Так постепенно обрабатывая их, добился нужной формы для каждой проставки.
И приклеил на бушприт:
Полностью собранные бушприт с утлегарем на проставках (суппортах):
Бушприт теперь будет ждать покрытия лаком. А я перехожу к изготовлению мачт. У Bombarda La Candelaria две мачты: грот-мачта и бизань-мачта. Начнём с грот-мачты, она состоит из трёх частей: нижняя грот-мачта, грот-стеньга и грот-брам-стеньга. Соответственно, три заготовки круглого сечения и два готовых эзельгофта:
Как видно, отверстия в эзельгофтах тоже далеки от диаметров частей мачты. Ну хотя бы их не надо под углом рассверливать. Посмотрим, что будет после зауживания заготовок. А пока соберем на сухую марс, посмотрим:
Салинги легли удовлетварительно по ширине, но вот по прилеганию к площадке есть вопросы:
Продольные салинги не ложатся на площадку, но лечится легко — просто поддтачиваются пазы до необходимой глубины.
Теперь мачтовые эзельгофты. В этот раз я решил не рассверливать отверстия, так как диаметр их будет почти как ширина самого эзельгофта. Вместо этого, я поддточил нижнюю грот-мачту под диаметр отверстия:
Таким образом я и деталь не сломал, и результата добился:
А вот грот-стеньга будет заужаться больше, возможно, что расточка отверстия будет тогда минимальной. По сути так и получилось:
Однако, вернёмся к марсу. По краю площадки нужно просверлить отверстия для крепления такелажа. Сначала разметим по чертежу:
Потом просверливаем:
Приклеиваю салинги, при этом они закрывают несколько отверстий на площадке:
Что с этим делать — буду думать потом, при завершении работ по мачте. Возможно просверлю уже салинги или они могу оказаться лишними, посмотрим при установке такелажа. Сейчас задача закрепить марс на мачте. Для этого пришлось увеличить тощину центрального салинга, что бы грот-стеньга плотнее сидела. Утолщенный салинг:
Устанавливаем на место его:
Примерим мачту по месту. Войдет ли в отверстие в палубе? Будет ли стоять ровно? И так далее:
И на марс тоже посмотрим, и на эзельгофт:
Пока результат меня устраивает. Продолжим сборку. Приклеим чиксы:
И перейдём к планированию работ по сборке грот-брам-стеньги. Посмотрим на предложенные в наборе салинги:
Конечно, переделывать их я не стал. По многим причинам. Просто перекрасил их «под дерево». Кроме того, по чертежу к ним крепятся что-то типа лонга-салингов. С чертежами и инструкцией спорить не стал, ибо вот:
Поперечные пришлось нарезать кусочками. Тут уже не до точности механик:
И в конечном итоге получается так:
Опять же, клеить грот-брам-стеньгу лучше к дереву, чем к силумину… Изготовление же бизань-мачты это, по сути, повторение — мать учения. Готовим заготовки, заужаем, поддтачиваем нижнюю бизань-мачту для установки эзельгофта:
Салинги и марс на бизань-мачте выглядят так же, готовятся так же, собираются так же, только размером меньше, чем у грот-мачты. Так что остановлюсь только на отдельных моментах. Например, по списку деталей и чертежах одни размеры, а по факту детали получаются слишком большими:
А салинги марса оказались кривые, точка крепления частей мачт смещена влево:
Обзорная фотография всех деталей перед началом сборки бизань-мачты:
Точно также просверливаем отверстия для такелажа на площадке марса. В этот раз получилось аккуратнее:
И собираем первую часть бизань-мачты:
Так же прокрашиваем салинги и клеим к ним лонга-салинги:
По частям, конечно же. Поэтому иногда получается не так хорошо, как могло бы:
А сверху готовый флагшток бизань-мачты. Его сужение получилось не очень красивым. Но сужать нижнюю часть больше не было возможности, он бы вывалился из отверстия в салинге. Так что вот так вот:
С другой стороны, эзельгофт дал вот такой результат при сборке:
Ерунда какая-то. Хотя всё по размерам чертежей и с использованием оригинальных деталей набора. Так, конечно, оставлять нельзя, поэтому опять начинаю НИР по поиску правильного эзельгофта:
Теперь чутка вперед отверстие ушло:
А и с самим эзельгофтом неудобно получилось:
С третьей попытки сделал нормальный вариант. Теперь меня устраивает:
Детали подкрашу, эзельгофты в любом случае не останутся светить фанерой. Да и на салингах краска местами облупилась…
И всё-таки флагшток бизань-мачты ушел вперед… А заметил я это только уже рассматривая фотки. Эх… Ну буду надеется, что если я не увидел это в живую, то на модели не будет слишком уж заметно…
Закончив со сборкой мачт, я перешел к изготовлению рей. Их зауживание чуть сложнее, так как требуется оно с двух сторон.
Плюс на концах рей дополнительно:
Но в целом быстро приноравниваешься, и особых проблем нет. Только почаще штангельциркулем надо пользоваться… И последним этапом удаляем место для зажима в патроне станка:
Вжик:
И вот рея точно по чертежу готова:
Когда все реи были сделаны, я покрасил салинги на мачтах и покрыл весь готовый рангоут лаком:
Включая блинда-рей, но её особенно аккуратно пришлось лаком покрывать. Покрашенные салинги и эзельгофты на мачтах:
И верхние и нижние. Все:
А так же на бушприте. Чтобы одинаковый как бы стиль покраски был.
А вот все реи, включая уже обвязанную блинда-рей.
Теперь надо обвязать весь остальной рангоут. И вулинги на мачтах… и ватер-вулинги на бушприте, в общем, везде…