Шлюпка с вёслами (часть первая)

Очередной этап сборки модели Bombarda La Candelaria, к которому пришла пора приступать, это изготовление шлюпки. Вобщем-то традиционно для не самых дорогих наборов, шлюпка делается из силуминовой отливки, которую предлагается покрасить под дерево и вклеить туда несколько деревянных планок — типа настила палубы и банок. Этот вариант меня столь же традиционно не устроил, хотя отливка у OcCre на порядок лучше, чем у Artesania Latina. Более того, шлюпка по инструкции одна и ставится по левому борту. Ну как-то неаккуратненько мне это показалось, так что решил делать две шлюпки. Но не одинаковые. Для разнообразия, и не повторяться чтобы.
Заодно решил посмотреть качество наборов от Master Korabel. Кой-какие наборы их мне приглянулись, так что интерес практический. Таким образом, начинаю собирать первую шлюпку с вёслами (аж в количестве восьми штук) вот из такой коробочки:

Что для меня будет совсем новое и что вызывает особый интерес — это, конечно, «полный раскрой обшивки из шпона груши». Обшивка всегда не простой этап. Тут обещается, что общивка получится прям как на картинке. Типа клей уже готовые планки и все дела. Посмотрим. Вот что идет в наборе:

Односторонняя фотоинструкция. Всего 14 этапов намечается. И схема вырезанных деталей с номерами, где что расположено в заготовках.

Детали, в том числе тот самый раскрой обшивки из груши. Две фанеры, три шпона. Еще латунная полоска и три гвоздя. Гвоздики, кстати, очень хорошие. Острые и с плоской шляпкой. Но тут они не для забивания, а для петель руля.

Инструкция весьма короткая, даже не полтора листа. И в конце инструкции перечень деталей с характеристиками. Посмотрели, теперь можно и начать сборку шлюпки. Первый этап — собрать киль из двух частей:

А потом еще две части приклеить, сначала сделав на них малковку. С малковкой мне поначалу понравилось. На деталях её требующих нанесен контур малковки, бери и стачивай по нему, не ошибёшься. Но это в теории. На практике делали из фанеры, верхний слой подрезан маркировкой малковки. Поэтому вместо стачивания, фанера сразу рассыпается. По этой самой маркировке:

Второй момент — клей, идуший сразу за отвалившимся слоем фанеры, начинает махриться, а не стачиваться:

Приложил деталь к килю посмотреть как оно должно быть-то в итоге:

Да, хошь не хошь, надо малковать. Стал делать это очень осторожно, прям еле касаясь. Потихоньку левую отмалковал и приклеил на место:

Правая деталь отмалковалась хуже, и исправить я не придумал как, поэтому установил как есть:

Теперь малковка шпангоутов. И казалось бы уже я был готов к сюрпризам, и делал всё очень нежно, но нет, фанера крошится всё так же:

Детали, которые уже с малковской приклеиваю к килю:

Одна есть, вторая теперь:

Не забываем выдерживать параллель между и перпендикуляр к:

Пока всё это сохнет, делаем по инструкции кондуктор. Это тоже новый для меня процесс. Очень интересно как с ним собирать. Сам по себе он просто собирается, на раз-два:

Инструкция, кстати, хоть и короткая, но подробная. Во всяком случае, всяких предупреждений об нюансах сборки там хватает. Так что, действуя по ней, подточил кондуктор по нижней плоскости, так как шпангоуты входили в пазы кондуктора тяжело. Добился того, что стали входить легко. Но это не помешало тут же сломать один из них:

Детали очень тонкие, плюс еще и подпиленные лазерной насечкой… А клеить их инструкцией разрешено не везде, так поворотные шпангоуты можно только между собой склеить:

Потихоньку установил все 8 поворотных шпангоута (сломанный склеил, разумеется):

Устанавливаю остальные шпангоуты:

Внимательно следя, какие из них резом к носу, какие к корме:

Малковка, опять же. И теперь вклеиваю киль:

Потом готовлю размеченный по инструкции подлегарс:

До этого момента все детали идеально подходили на свои места и друг к другу. Но вечно это не могло продолжаться, и установленные подлегарсы…

…наехали друг на друга:

На носу же вроде всё хорошо.

Нахлёст подточил, и установил транец:

Теперь начинается интересное — вклеивание собственно планок-шпангоутов. Первую я тут же сломал, пока только попробовал её просунуть в отверстие подлегарса:

И, приклеивая, сломал её же второй раз:

Очень всё тонкое, ну очень. Надо больше вымачивать. Больше и дольше. Далее, действуя с удисятеренной аккуратностью, устанавливаю следующую планку:

Вдруг раздаётся хрусть:

Это я типа неудачно перехватился, когда вставлял планку шпангоута с правого борта, и надломил шпангоут с левого… Но и это еще не всё, устанавливая третью правую планку носового шпангоута, я надламываю два правых шпангоута:

Так и пошло, одну планку ставлю, один шпангоут ломаю. Это жесть, шпангоуты ломаются просто когда даже беру в руки, чуть пальцем пошевелил и всё — хрусть. Но потихоньку продвигаюсь вперед. Центральные планки по инструкции целиковые, протянуть их надо через отвератия в киле:

Вымачивание не всегда помогает. Поскольку в одну сторону шпон нормально гнётся, а в другую начинает вохриться:

Наконец-то все планки установлены:

Теперь начинается этап обшивки корпуса. Той самой, полного раскроя. Прикладываю первую планку:

Пока не понятно, как она должна лечь, и тем не менее, приступим. Вымачиваем и, приложив по месту, получаем вот такой изгиб:

Приклеиваю уже её на место:

Вроде легла красиво. В общем, дело на мази, если всё так же пойдет и дальше. Однако, дальше началось форменное безобразие. Во-первых, планки начали прогибаться в некоторых местах:

Во-вторых, не всегда мне удавалось их выровнять. То есть, изначально клал я их вроде ровно, но пока держал, ожидая приклеивания, они как-то сами сползали…

В результате вот что получилось. Несовпадение по бортам даже видно:

Но и это еще не всё. Видать из-за этого смещения между планками получились местами щели:

Насколько расползлись планки хорошо видно по корме:

Местами, правда, обшивка легла хорошо. Небольшими такими местами:

Делать нечего, будем обрабатывать. Начнем с кормы:

Потом пошкурил всё днище и выровнял доски у форштевня:

И продолжил сборку шлюпки дальше. Установил планку уже выше подлегарса:

И правую тоже:

И опять интересно, правая планка значительно дальше выступает за корму, чем левая:

Но пришло время убирать кондуктор, он своё уже дело сделал, дальше пойдём без него:

Подрезал все планки шпангоутов, чтобы вытащить кондуктор. Но всё равно шпангоуты повыламавались, они ж уже все чиненные по нескольку раз были:

Не смотря на то, что планки все подрезал, некоторые обломались не там, где предполагалось. Иногда прям совсем не там:

Помимо расслоившихся планок, вытаскивание кондуктора открыло насколько всё внутри корпуса залито клеем. Из-за кондуктора этого не было видно, и конечно, я не мог убирать излишки клея своевременно. Вот такой момент неприятный с кондуктором получился.

Потихоньку удаляю, вернее, вырезаю по намеченным линиям шпангоуты.

Убирая последний обнаруживаю, что планка около транца вообще не приклеилась да еще и обломалась. Придётся чинить:

Нахлест подлегарсов тоже не до конца устранён — записываем в план работ.

Но сначала, строго по инструкции, вклеиваем планки шпангоутов по всему корпусу. Режу планку попалам, вымачиваю и по половинке, с обоих бортов попеременно, вклеиваю:

Процесс очень не быстрый. Уходит на это несколько вечеров…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *