Очередной этап сборки модели Bombarda La Candelaria, к которому пришла пора приступать, это изготовление шлюпки. Вобщем-то традиционно для не самых дорогих наборов, шлюпка делается из силуминовой отливки, которую предлагается покрасить под дерево и вклеить туда несколько деревянных планок — типа настила палубы и банок. Этот вариант меня столь же традиционно не устроил, хотя отливка у OcCre на порядок лучше, чем у Artesania Latina. Более того, шлюпка по инструкции одна и ставится по левому борту. Ну как-то неаккуратненько мне это показалось, так что решил делать две шлюпки. Но не одинаковые. Для разнообразия, и не повторяться чтобы.
Заодно решил посмотреть качество наборов от Master Korabel. Кой-какие наборы их мне приглянулись, так что интерес практический. Таким образом, начинаю собирать первую шлюпку с вёслами (аж в количестве восьми штук) вот из такой коробочки:
Что для меня будет совсем новое и что вызывает особый интерес — это, конечно, «полный раскрой обшивки из шпона груши». Обшивка всегда не простой этап. Тут обещается, что общивка получится прям как на картинке. Типа клей уже готовые планки и все дела. Посмотрим. Вот что идет в наборе:
Односторонняя фотоинструкция. Всего 14 этапов намечается. И схема вырезанных деталей с номерами, где что расположено в заготовках.
Детали, в том числе тот самый раскрой обшивки из груши. Две фанеры, три шпона. Еще латунная полоска и три гвоздя. Гвоздики, кстати, очень хорошие. Острые и с плоской шляпкой. Но тут они не для забивания, а для петель руля.
Инструкция весьма короткая, даже не полтора листа. И в конце инструкции перечень деталей с характеристиками. Посмотрели, теперь можно и начать сборку шлюпки. Первый этап — собрать киль из двух частей:
А потом еще две части приклеить, сначала сделав на них малковку. С малковкой мне поначалу понравилось. На деталях её требующих нанесен контур малковки, бери и стачивай по нему, не ошибёшься. Но это в теории. На практике делали из фанеры, верхний слой подрезан маркировкой малковки. Поэтому вместо стачивания, фанера сразу рассыпается. По этой самой маркировке:
Второй момент — клей, идуший сразу за отвалившимся слоем фанеры, начинает махриться, а не стачиваться:
Приложил деталь к килю посмотреть как оно должно быть-то в итоге:
Да, хошь не хошь, надо малковать. Стал делать это очень осторожно, прям еле касаясь. Потихоньку левую отмалковал и приклеил на место:
Правая деталь отмалковалась хуже, и исправить я не придумал как, поэтому установил как есть:
Теперь малковка шпангоутов. И казалось бы уже я был готов к сюрпризам, и делал всё очень нежно, но нет, фанера крошится всё так же:
Детали, которые уже с малковской приклеиваю к килю:
Одна есть, вторая теперь:
Не забываем выдерживать параллель между и перпендикуляр к:
Пока всё это сохнет, делаем по инструкции кондуктор. Это тоже новый для меня процесс. Очень интересно как с ним собирать. Сам по себе он просто собирается, на раз-два:
Инструкция, кстати, хоть и короткая, но подробная. Во всяком случае, всяких предупреждений об нюансах сборки там хватает. Так что, действуя по ней, подточил кондуктор по нижней плоскости, так как шпангоуты входили в пазы кондуктора тяжело. Добился того, что стали входить легко. Но это не помешало тут же сломать один из них:
Детали очень тонкие, плюс еще и подпиленные лазерной насечкой… А клеить их инструкцией разрешено не везде, так поворотные шпангоуты можно только между собой склеить:
Потихоньку установил все 8 поворотных шпангоута (сломанный склеил, разумеется):
Устанавливаю остальные шпангоуты:
Внимательно следя, какие из них резом к носу, какие к корме:
Малковка, опять же. И теперь вклеиваю киль:
Потом готовлю размеченный по инструкции подлегарс:
До этого момента все детали идеально подходили на свои места и друг к другу. Но вечно это не могло продолжаться, и установленные подлегарсы…
…наехали друг на друга:
На носу же вроде всё хорошо.
Нахлёст подточил, и установил транец:
Теперь начинается интересное — вклеивание собственно планок-шпангоутов. Первую я тут же сломал, пока только попробовал её просунуть в отверстие подлегарса:
И, приклеивая, сломал её же второй раз:
Очень всё тонкое, ну очень. Надо больше вымачивать. Больше и дольше. Далее, действуя с удисятеренной аккуратностью, устанавливаю следующую планку:
Вдруг раздаётся хрусть:
Это я типа неудачно перехватился, когда вставлял планку шпангоута с правого борта, и надломил шпангоут с левого… Но и это еще не всё, устанавливая третью правую планку носового шпангоута, я надламываю два правых шпангоута:
Так и пошло, одну планку ставлю, один шпангоут ломаю. Это жесть, шпангоуты ломаются просто когда даже беру в руки, чуть пальцем пошевелил и всё — хрусть. Но потихоньку продвигаюсь вперед. Центральные планки по инструкции целиковые, протянуть их надо через отвератия в киле:
Вымачивание не всегда помогает. Поскольку в одну сторону шпон нормально гнётся, а в другую начинает вохриться:
Наконец-то все планки установлены:
Теперь начинается этап обшивки корпуса. Той самой, полного раскроя. Прикладываю первую планку:
Пока не понятно, как она должна лечь, и тем не менее, приступим. Вымачиваем и, приложив по месту, получаем вот такой изгиб:
Приклеиваю уже её на место:
Вроде легла красиво. В общем, дело на мази, если всё так же пойдет и дальше. Однако, дальше началось форменное безобразие. Во-первых, планки начали прогибаться в некоторых местах:
Во-вторых, не всегда мне удавалось их выровнять. То есть, изначально клал я их вроде ровно, но пока держал, ожидая приклеивания, они как-то сами сползали…
В результате вот что получилось. Несовпадение по бортам даже видно:
Но и это еще не всё. Видать из-за этого смещения между планками получились местами щели:
Насколько расползлись планки хорошо видно по корме:
Местами, правда, обшивка легла хорошо. Небольшими такими местами:
Делать нечего, будем обрабатывать. Начнем с кормы:
Потом пошкурил всё днище и выровнял доски у форштевня:
И продолжил сборку шлюпки дальше. Установил планку уже выше подлегарса:
И правую тоже:
И опять интересно, правая планка значительно дальше выступает за корму, чем левая:
Но пришло время убирать кондуктор, он своё уже дело сделал, дальше пойдём без него:
Подрезал все планки шпангоутов, чтобы вытащить кондуктор. Но всё равно шпангоуты повыламавались, они ж уже все чиненные по нескольку раз были:
Не смотря на то, что планки все подрезал, некоторые обломались не там, где предполагалось. Иногда прям совсем не там:
Помимо расслоившихся планок, вытаскивание кондуктора открыло насколько всё внутри корпуса залито клеем. Из-за кондуктора этого не было видно, и конечно, я не мог убирать излишки клея своевременно. Вот такой момент неприятный с кондуктором получился.
Потихоньку удаляю, вернее, вырезаю по намеченным линиям шпангоуты.
Убирая последний обнаруживаю, что планка около транца вообще не приклеилась да еще и обломалась. Придётся чинить:
Нахлест подлегарсов тоже не до конца устранён — записываем в план работ.
Но сначала, строго по инструкции, вклеиваем планки шпангоутов по всему корпусу. Режу планку попалам, вымачиваю и по половинке, с обоих бортов попеременно, вклеиваю:
Процесс очень не быстрый. Уходит на это несколько вечеров…